Следующим пунктом нашей поездки по Чехии стал небольшой городок на востоке Чехии Рожнов под Радгоштем. Какого рожна нам нужно в Рожнове? 🙂 Прежде всего он знаменит тем, что здесь называют «сканзен» — музей на открытом воздухе, в котором представлены дома и предметы быта населения данного региона ушедших веков. Восточная Чехия утопает в покрытых лесом Бескидских горах, под одной из них — Радгошть — и находится городок.
Из Славкова у Брно мы двинулись строго на восток; наклейки для автомагистрали у нас не было, да и покупать ради одного раза ее не хотелось, поэтому мы двинулись через живописные чешские деревушки и холмистые пейзажи.
В городок приехали уже затемно. Сунулись в первую попавшуюся гостиницу, которая высветилась в навигаторе. Оказалось закрытой. Побалакали с местными. В центре есть несколько гостиниц, но недешевые. В итоге вернулись ко въезду в город, где видели мотель. Оказался вполне себе ничего — пансион «Бечва» (http://www.penzion-becva.cz/ru/). Рекомендую. И евро берут без проблем. Поскольку Чехия не вступила в евро-зону, то чешские кроны вечно заканчивались в ненужный момент… Главное для нас — там есть большие номера!
До центра города — 10-15 минут пешком. Пошли искать ужин, но мы без крон, поэтому нужно заведение, где принимают карты. Наткнулись на ресторанчик в центре с ни о чем не говорящим названием «Гриль-Бар». Но место оказалось очень душевным. В этот день там подавали оленину. Причем блюдо стоило порядка 250 руб. на наши деньги. Мы строго спросили официанта — это точно оленина?? Официант несколько опешил и сказал обиженным тоном, что тут вообще-то приличное заведение. 🙂 Сообщил, что им как раз недавно привезли 200-килограммового оленя. Будете в Рожнове — очень советую: http://www.grillbar.eu/
Оказалось, что центр Рожнова под Радгоштем мы даже ни разу не сфотали — он красивый, но очень маленький. Вот нашел фото в интернетах.
Итак, наш путь лежит в валашский сканзен. Помимо того, что восток Чехии носит историческое имя Моравия, этот регион еще и называется Моравской Валахией. Валахи — это традиционные фольклорные персонажи для Чехии и Словакии, пастухи овец, носящие характерные шляпы и широкие ремни, излюбленные герои мультфильмов.
Вот например Матько и Кубко, герои словацких мультиков, настоящие валахи. Я порыл в интернете, и оказалось, что валахи вовсе не чехи и не словаки — они румыны! Изначально они проживали в исторической Валахии, что в Румынии, но начиная с 14 века начали мигрировать вдоль Карпат на север. В ходе миграции они полностью утратили свой язык, но сохранили свою самобытность, традиции, а также научили местных животноводству, изготовлению брынзы (овечьего сыра) и прочим премудростям.
Сам сканзен поделен на две части: городскую и деревенскую. Здесь на обширной территории выставлены домики с разных деревень восточной Чехии, которые удалось сохранить. Мы были чуть ли не единственными посетителями — музей не закрыли по случаю окончания сезона из-за выставки, которая тут открылась на пару дней — везет значит везет!
Помимо домиков и амбаров здесь реально живут домашние животные.
Музей довольно обширный, да еще и в горку идти — зарядка еще та. По случаю окончания сезона только двери всех домов были закрыты, а так можно было бы еще и утварь разную посмотреть. Но мы и так там часа два проходили.
Осел встретил нас громогласным иаканьем…
Мельница и костел евангелистов — на самой верхней точке деревни.
Вот традиционный дом конца 18 века без трубы и с отдельно стоящим амбаром. В начале 20 века здесь жила семья с 11 детьми 🙂
Домики все разные, от лачуг бедняков, до больших изб с многочисленными амбарами и сараями. На каждом доме табличка на чешском, английском и польском: год постройки, из какого региона привезен, для чего предназначался, кто жил.
А на крыше этого дома написано: «Это построил Ян Беличек с Божьей помощью в 1882 году».
Валахи жили обособленно, были в основном православными или протестантами. Долгое время противились власти Габсбургов, успешно скрываясь и проводя диверсионные рейды на войска противника, вступая в союзы с венграми и даже датчанами и шведами, особенно в начале 17 века. Они были окончательно разбиты австрияками лишь в 1644 году: многие деревни были сожжены, погибла почти треть населения валахов. Они были вынуждены выбирать между казнью и клятвой верности габсбургской монархии с насильственным обращением в католицизм.
Если будете в этих краях, обязательно купите фигурку селянки из кукурузной шелухи, по-чешски не знаю, но по-словацки их называют «шупольенки».
Осмотрев деревенскую часть, переходим через дорогу и вступаем в часть городскую. Здесь собраны в одном месте городские дома 18-19 веков. Встречает нас Костел св. Анны из Ветржковице.
Все дома поставлены по кругу. Вот, например, мэрия из Вельких Карловиц, 1793 г.
А вот интерьер одного из домиков
Эх ты, даже виолончель имеется!
Дом горожанина, Рожнов, 1750 г.
Здесь же расположен выставочно-концертный зал. В этот раз здесь выставка всего, что выращивают в Моравской Валахии — десятки сортов яблок, разные овощи и пр. Судя по количеству детей, сюда водят местных школьников. Но благодаря им мы смогли попасть в музей в несезон, 1 ноября.
Отдельный стол — продукция из конопли. Вот, например, конопляное пиво — ядреное, наверное. 🙂
Ближе к выходу специальный цех — трепальные станки для шерсти из Бойковице, 19-20 век.
На этом наша прогулка закончилась. Нам здесь очень понравилось — спокойные, душевные, живописные места. Но нам еще предстоит забраться на гору Радгошть и увидеть злобного языческого бога Радегаста. Но об этом в следующем посте.
Добавить комментарий